(0)

0 руб.

Дети-левши

Дети-левши

Причины леворукости до конца не выяснены, но  не в последнюю очередь среди них выделяют родовой стресс и генетическую предрасположенность.

Психологи утверждают, что у ребенка-левши есть два пути – либо развиваться как все, но писать и есть левой рукой, либо пытаться переучиваться, но с большой долей вероятности превратиться в невротика. Последствием попыток «переучить» могут стать серьезные нарушения темпа и ритма речи. По статистике, каждый третий ребенок с заиканием – переученный левша.
До недавнего времени переучивание левшей считалось вполне обычным явлением. Но переучивание такого ребенка изменяет специфические качества его психики, отрицательно влияет на эмоциональное состояние.

Как определить леворукость?
Обычно это определяют сами родители в процессе наблюдения за детьми. Если ребенок большую часть деятельности выполняет левой рукой – с большой долей вероятности перед вами левша. Согласно последним исследованиям, предпочтение той или иной руке отдается в пятимесячном возрасте. Однако явно видно это становится в одиннадцать месяцев. К 4-5 летнему возрасту окончательно закрепляется доминирование ведущей руки.

У леворуких детей чаще возникают проблемы с определением правой и левой сторон. Начинать обучение нужно с определения правой и левой руки, глаза, уха. Сначала взрослый показывает эти части тела на себе, потом ребенок повторяет за ним. После этого можно дать более сложное задание – попросить положить предмет (мячик, книгу) справа или слева от себя. Потом можно дать упражнения на определение пространственного положения предмета относительно ребенка – попросить перечислить предметы, находящиеся справа или слева.
Ребенку-левше трудно обучиться письму и чтению, это обусловлено иным зрительно-пространственным восприятием и координацией. Такие дети могут начинать писать с правой стороны листа, нередко отображают буквы и цифры зеркально. На сегодняшний день научно обоснованных методик обучения левшей чтению и письму нет.

Трудности в обучении письму также связаны с неподготовленностью детей к такой деятельности. Поэтому при подготовке к школе должны использоваться упражнения, одинаково полезные и праворуким, и леворуким детям – копирование картинок, раскрашивание, можно просить ребенка рисовать орнаменты и узоры по предложенному образцу. Полезны будут упражнения для развития мелкой моторики,  нанизывание бусин, застегивание пуговиц, занятия с пластилином и глиной. Разминая глину и пластилин, ребенок развивает мелкие мышцы кисти. Хорошо сказываются на развитии обеих рук игры с мячом и занятия плаванием.
Несколько советов для проведения занятий с ребенком-левшой:
1. Использовать разнообразные формы занятий – небольшие уроки (по 15-20 минут), развивающие игры, интересные упражнения.
2. Между занятиями необходимо делать перерыв не менее 5 минут
3. Начинать и заканчивать занятия лучше простыми упражнениями, которые ребенок будет выполнять с легкостью
4. Не следует переходить к следующему заданию, пока не выполнено в полном объеме предыдущее
При занятиях источник света должен находиться справа от ребенка. Книгу или учебник также ребенок будет лучше воспринимать, если она будет находиться по правую руку от него.
В заключении хотелось бы предостеречь родителей об опасности раннего обучения детей чтению и письму. Может произойти неравномерная стимуляция левого полушария головного мозга в ущерб правому, отвечающему за творческое, образное мышление. Буквы, цифры, ноты вытесняют образное мышление, не оставляют места для спонтанной игры.

1. Хорсанд Д. Если ребенок левша. Маленькие подсказки для родителей - Если ваш ребенок родился левшой, считайте, что вам повезло! Скорее всего, он обладает феноменальными способностями. Но этот мир предназначен в основном для «правшей», и поэтому проблем маленькому гению не избежать. Только родительская любовь, терпение, понимание помогут ребенку перестать чувствовать себя "белой вороной" и реализовать таланты, заложенные от природы.

2. Семенович А. В. Эти невероятные левши - Книга написана известным нейропсихологом, профессором МГППУ, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам, педагогам, дефектологам, родителям и всем, кого волнуют проблемы детей-левшей.
Автор обобщает наиболее часто встречающиеся вопросы и показывает пути выхода из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Описываются нейропсихологические закономерности феномена левшества, основные особенности развития  «детей-левшат», приводятся конкретные рекомендации и комплексы упражнений для занятий с ними.